Тайцзицюань

Тайцзицюань сравнивают с жемчужиной китайской культуры. В древнем Китае тайцзицюань зародился как боевое искусство (боевой цигун). Возник он позже, чем цигун (имеются ввиду медитативные практики, дыхательные техники, нормализующие движение ци в организме).

Кратко историю трансформации цигун можно разделить на четыре этапа.

Первый период относится где-то к 1122г. до н.э. Именно в это время Лао-цзы написал «Книгу Перемен» («И-цзин»). Продолжался этот период до 206 г. до н.э. (начало правления династии Хань). В этот период китайцы позаимствовали буддизм из Индии и медитативные практики.

Второй период — религиозный цигун. Наступил благодаря привнесению медитативных практик и буддизма. Продолжался примерно до 502 -557 г.г. н.э. (правление династии Лян).

Третий период — боевой цигун. Наступил благодаря тому, что китайцы обнаружили, что цигун возможно использовать в боевых целях. Именно тогда появились многочисленные боевые стили цигун.

Четвертый период начался в 1911 году (свержение цинской династии). Уже в те давние времена «исконно китайская система тренировок» дополняется техниками, заимствованными из Японии, Индии и многих других стран мира.

Тайцзицюань (разновидность боевого цигуна) был основан на базисных философских концепциях цигуна.В тайцзицюань Инь и Ян отражаются в каждом движении. Плавное движение вперед — это проявление мужской активной энергии Ян, такое же плавное, но назад — проявление женской пассивной энергии Инь.                                                                                                                                                                                    Для тайцзицюань характерны медленные, плавные движения. Разучивая и выполняя движения комплексов, незаметно для себя переключаешь свое внимание с повседневных забот на правильность выполнения движений и правильную последовательность, рисунок, в комплексе. Благодаря этому расслабляешься, погружаешься в динамическую медитацию.

Впервые познакомившись с тайцзицюань, я испытывала настоящий восторг от движений, которые мне показались похожими на экзотический танец. В дальнейшем уже мои «воспитанницы», взрослые женщины, сравнивали себя с «балеринками», выполняя плавные и изящные движения тайцзи-цигун комплексов и тайцзицюань.

Разучивание каждой формы (несколько движений, объединенных одним названием) занимает продолжительное время. Затем идет отработка, оттачивание каждого элемента.

Существуют короткие комплексы тайцзицюань с небольшим количеством форм (движений), а также созданные на их основе тайцзи-цигун комплексы.

Несмотря на кажущуюся легкость выполнения, самостоятельно выучить эти комплексы не удается, необходима помощь инструктора, преподавателя, мастера.

Важная характеристика движений — медленность, плавность. Ровное спокойное дыхание. Отсутствие посторонних мыслей. Движение ставится в соответствии с его боевой направленностью. То есть движение рук, корпуса, ног, рассматривается с точки зрения целесообразности применения в бою. Для чего нужны в этом движении выпрямленные пальцы рук. Или кисть руки, направленная тыльной стороной вперед. Для женщин, которым боевой аспект цигун кажется наименее интересным, придется принять разбор движений с этой позиции как необходимость, которой надо просто следовать. И это понимание просто помогает осознать правильность выполнения движения.

Новичкам, впервые соприкоснувшимися с тайцзицюань, на начальном этапе важно познакомиться с изначальной стойкой в цигун и тайцзицюань и постоянно придерживаться на занятиях. Называется она УЦЗИ. Разберем,что из себя представляет стойка УЦЗИ. Ноги надо поставить вместе, прижав стопы одна к другой. Колени свободны, без напряжения. Они и не согнуты и не выпрямлены до конца. Копчик поджат и «смотрит» вниз, низ живота поджат. «Все в себя» — так учила секретарша свою начальницу в х/ф «Служебный роман». Плечи опущены. «Подвешенность» за макушечку. Подбородок не задираем вверх и не прижимаем к шее. То есть, он занимает промежуточную позицию. Расслаблен. Мышцы лица так же расслаблены. Руки свободно располагаются вдоль тела. Кисти расслаблены и округлены.
На начальном этапе можно постоять в таком положении 30 секунд. Постепенно увеличивая время пребывания в ней.

Следующая важная стойка, основная, похожа на предыдущую, только ноги стоят на ширине плеч, стопы расположены параллельно, большие пальцы слегка повернуты внутрь.Колени присогнуты и направлены в сторону пальцев ног. Именно такое расположение коленей в пространстве позволяет бережно их использовать на занятии. Заваленые внутрь или вывернутые наружу колени оказываются перегруженными. Далее. Чтобы принять правильную основную стойку, нам необходимо выпрямить позвоночник. Для этого представляем, что как-будто за макушечку мы привязаны невидимой ниточкой к небу. Подбородок расположен свободно, слегка приподнят и при этом не задран вверх и не тянется к шее. Копчик («хвост») поджат таким образом, что как-будто привязан за невидимую ниточку и тянется к центру земли. Поясницу вытолкнули назад. Живот втянули. Плечи максимально опущены и поданы вперед. Руки свободно опущены вниз.
Пять основных позиций в тайцзицюань Вы можете выполнить самостоятельно, пользуясь нижеприведенной видеозаписью, постоянно вспоминая о необходимости сохранять правильное положение тела.

Стойки в цигун и тайцзицюань являются статичными упражнениями и необходимыми в практике. Они способствуют укреплению мышц ног, бедер, ягодиц, всего тела. Существуют различные методики для работы с наработкой статичных поз.

Тайцзицюань (как боевой цигун) относится к «внутренним» стилям ушу из-за того, что в процессе тренировок происходит работа с «внутренней энергией». И в результате целенаправленной многолетней практики (пять -десять лет) проявлялась энергия огромной мощи.

На развитие тайцзицюань оказывала влияние прежде всего даосские традиции, знания, мудрость и философия. Многие сотни лет исследований, экспериментов помогли китайским даосам прийти к выводу о том, что человеческое тело способно генерировать различные виды энергии.

Генератором энергии является разум человека. Любое действие рождается прежде всего в сознании. Затем претворяется в действие. Прежде чем толкнуть реального противника, это надо представить. Прежде чем начать ощущать при выполнении толкания какие-то вибрации энергии в ладонях, жар, надо потратить на это от года до нескольких лет. И обучить этому может только мастер, овладевший таким умением.

Энергия, генерируемая внутри тела человека и с мощью вырабатываемая ладонями при толчке, на Западе получила название «психической» или «духовной». В Китае эта энергия называется цзин.

Для выработки такой энергии недостаточно одной концентрации. Необходимо научиться действовать синхронно с намерением. Это как у котят. Они всегда мгновенно реагируют на раздражители. Их нервная энергия всегда готова к действию даже без раздражителя.

Для того, чтобы развить в себе нервную энергию котенка, всегда готового к действию, развить в себе энергию цзин, потребуются усилия не только в процессе занятий тайцзицюань, но и в повседневной жизни. Рекомендуется всегда придерживаться состояния расслабленной бдительности, присущей маленькому котенку. Учиться находиться в этом состоянии необходимо и постоянно в повседневной жизни: стоя на остановке в ожидании транспорта, во время ходьбы, вождения машины и даже во время сна. Успех зависит только от воли тренирующегося.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.

Сделано в Рекламинге