Дань-тяни — энергетические центры. Их расположение.

   Во многих школах цигун можно встретить указание на расположение Дань-тяней в следующих областях:

  • верхний Дань-тянь расположен в центре головы, область межбровья;
  • средний — в центре груди;
  • нижний — ниже пупка на 3 -4 сложенныъх вместе пальцев указательного, среднего и безымянного, в глубине живота.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Обязателен ли такой порядок? Или существуют иные?                                                                                           Да, существуют иные расположения энергетических центров. Это подтверждает уважаемый мной В.А. Бутримов  — руководитель клуба «Оздоровительный цигун» в Ростове-на-Дону.                                   Он говорит что, «Существуют разные понятия расположения энергетических центров, это связано с практикой разных школ» (книга «Оздоровительный цигун» В.А. Бутримов, Ростов-на-Дону «Феникс» 2005, с.10).                                                                                                                                                                               Мастера цигун подтверждают, что в различных школах цигун может быть не только различное расположение Дань-тяней, но и их количество может быть от 3-х до 7-ми.                                                     В своей программе «Здоровью — комплексный подход!» я придерживаюсь следующего расположения энергетических центров:
  • верхний дань-тянь — вцентре груди;
  • средний дань-тянь — в области солнечного сплетения;
  • нижний дань-тянь — в животе, ниже пупка, на расстояние сложенных вместе 3 -4 пальцев.                                                                                                                                           С таким расположением Дань-тяней я впервые встретилась в практике мягкого даосского оздоровительного цигун. Сейчас, по прошествии длительной практики и изучения теории цигун, я   могу с уверенностью подтвердить мудрый выбор именно такого расположения Дань-тяней в цигун-терапии.                                                                                                                                                                                   Краткое обоснование выбора расположения верхнего Дань-тянь в центре груди. К цигун-терапии обычно обращаются люди с ослабленным здоровьем, с нестабильным давлением. Это может быть вегето-сосудистая дистония со склонностью перепадов от пониженного к повышенному давлению. Для такой категории лиц будет не на пользу акцентировать внимание на лобласти головы. Это будет вызывать перенапряжение, большее наполнение головы кровью. Ведь мы же помним, что энергия, а соответственно и кровь, текут туда, куда направлено внимание.                                                                       Вреден акцент на области головы и для людей, занимающихся умственным трудом. Там энергии и так предостаточно. Голова переполнена мыслями, идеями, решениями.                                                         Очень важно переключение внимания от области головы к центру груди.                                                     Центр груди — это сердечный центр. Это место, где «живет» энергия любви. Это удовольствие, расслабленность, доверие, доброта, внутренняя улыбка.                                                                                       Работа с этим центром поможет легче и быстрее переключиться на приятные оздоравливающие чувства и эмоции. С выработкой, конечно же (мы же знаем, что каждая эмоция способствует выработке разрушающих тело или поддерживающих его гормонов), эндорфина, окситоцина.               Хотелось бы еще уточнить место расположения среднего Дань-тянь. Это солнечное сплетение.             Что такое солнечное сплетение и где оно расположено?                                                                                         Солнечное сплетение также называется чревным. Данная зона организма включает в себя несколько нервных крупных узлов, а также многочисленные нервы, что их соединяют.                           В состав солнечного сплетения входят два чревных узла, лежащих слева и справа от чревного ствола, имеющие полулунную форму. Также здесь находятся два аортопочечных узла, расположившихся между левой и правой почечными артериями. И третьим узлом в составе является брызжеечный, верхний непарный узел.                                                                                                     Где находится солнечное сплетение? В верхней области желудка, а точнее между окончанием грудной клетки и началом брюшной полости.                                                                                                           Чревное сплетение расположено позади желудка, в надчревной области, по одну и вторую сторону позвоночного столба.                                                                                                                                                           Многие люди описывают местоположение данной зоны «между ребрами под грудной клеткой». Так намного проще понять зону сосредоточения солнечного сплетения.                                                                                                                                       
  • Хочу особо обратить внимание практикующих цигун, или тех, кто только собирается начать практиковать, на следующий момент. Если мы говорим о дань-тянях, расположенных в низу живота, в области солнечного сплетения, и в центре груди, то ЭТО ВОВСЕ НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО МЫ УТВЕРЖДАЕМ, ЧТО В ДРУГИХ ОБЛАСТЯХ ЭТИХ ЦЕНТРОВ ВОВСЕ НЕТ И БЫТЬ НЕ МОЖЕТ. 
  • Зачем нам надо расположение верхнего дань-тянь в центре груди, среднего дань-тянь в области солнечного сплетения, а нижнего внизу живота? Это условное расположение помогает в цигун-терапии. Мы наполняем энергиями природы именно эти центры. 
  • В эзотерическом целительстве считается, что энергетические центры связаны с расположением органов внутренней секреции.                                                                                                                                                                                                                         Я, как и многие мастера, по крупицам, выискиваю знания, подтверждающие или делающие наиболее понятными какие-либо моменты практики Цигун. Следующий фрагмент очень понятным языком иллюстрирует важность центров.
  • «С точки зрения эзотериста, признающего факт существования центров, общее здоровье человека определяется главным образом состоянием желез. Они не только гораздо шире, чем это понимается сегодня, отражают его психологическое развитие, но и оказывают (как и предполагается ортодоксальной медициной) самое мощное воздействие на всю органическую систему.                                                                                                                                                         Через кровь они влияют на самые отдаленные части тела. Железы представляют собой результат активности центров; они первыми, последними и вообще все время оказываются под воздействием внутренних предрасполагающих причин. Именно посредством центров и связанных с ними желез душа строит на физическом плане тот аппарат, который называется нами физическим человеком».  

Еще очень важная зона в теле человека — ХАРА.

В настоящее время о Харе (она находится в области пупка) мало известно. Но в современных эзотерических школах внимания ей уделяется все больше и больше. Я сама лично видела у некоторых Мастеров Цигун акценты в практике на эту область в теле человека. Просто не использовался термин Хара. 

И в то же время ученые доказали, что живот с внутренними органами, является вторым мозгом. В животе найдены нейроны. «Нутром чую» — это оттуда.

Вернемся к Харе. Ошо называет Хару чакрой, поскольку чакра — это название любого энергетического центра (то есть чакры у нас есть в коленях, и в локтях…).

Я не являюсь практиком Тантры. Я исследователь и аналитик. Но считаю важным поделиться с вами выдержкой из книги Ошо «Вигьяна Бхайрава Тантра, том 1, глава 9 «Техники центрирования».

«Первое, когда человек рождается, он укоренен в конкретном месте, в конкретной чакре — центре — и это пупок. Японцы называют это место Хара, отсюда термин харакири. Харакири означает самоубийство. Буквально это означает убийство Хары — основы, центра. (уточнение: перевод с японского «кири» означает «отрезать», поэтому харакири означает «отрезать Хару») Хара является центром; разрушение центра означает харакири. Но мы все в некотором смысле совершаем харакири. Мы не убиваем центр, но забываем о нем или никогда не вспоминаем о нем. Он здесь и ждет, а мы все ползем и ползем от него.

    Когда ребенок рождается, он укоренен в пупке, в Харе, он живет через Хару. Понаблюдайте за дыханием ребенка — его пупок поднимается и опускается. Он дышит при помощи живота, а не при помощи головы или сердца, но постепенно он должен будет сползать прочь от центра.

    Прежде всего, он создаст другой центр — это сердце, центр эмоций. Он научится любить, он будет любимым, и будет создан еще один центр. Этот центр не является реальным центром; этот центр является побочным продуктом.Вот почему психологи говорят, что если ребенка не любили, то он никогда не в состоянии будет полюбить.

    Если ребенок развивается в обстановке нелюбви — в холодной обстановке, где никто не любит и не дает тепла, — сам он никогда в жизни не сможет никого полюбить, потому что у него не будет создан сам центр любви. Созданию этого центра способствуют любовь матери, любовь отца, семьи, общества. Этот центр является побочным продуктом; вы не родились с ним. Так что если ему не помогать расти, он и не будет расти. Многие, многие люди живут без центра любви. Они продолжают говорить о любви, они продолжают верить, что они любят, но у них нет центра, так как они могут любить? Трудно получить любящую мать, очень редко вы получаете любящего отца. А если с самого начала у ребенка не будет любви, то сам он никогда не будет в состоянии любить.

    Вот почему все человечество живет без любви. Вы продолжаете производить детей, но вы не знаете, как дать им центр любви. Скорее наоборот, чем более цивилизованным станеовится общество, тем больше усилий оно прикладывает для создания третьего центра, центра интеллекта. Первоначальным центром является пупок. Ребенок с ним рождается, он не является побочным продуктом чего-либо. Без него жизнь невозможна, поэтому он просто дается при рождении. Второй центр является побочным продуктом. Если ребенок получает любовь, он реагирует на это. Реакция заключается в том, что этот центр растет в человеке: это сердечный центр. Третий центр создается образованием, логическими рассуждениями и упражнениями; он также является побочным продуктом. 

    Но мы живем в третьем центре. Второй центр почти отсутствует — даже если он присутствует, он не функционирует; даже если он функционирует иногда, он функционирует нерегулярно. Но третий центр, голова, становится в жизни основной силой, потому что вся жизнь зависит от этого третьего центра. Он является утилитарным. Вы нуждаетесь в нем для размышлений, логических рассуждений, думанья. Поэтому рано или поздно становятся ориентированными на голову, вы начинаете жить в голове. 

   Голова, сердце, пупок — это три центра. Пупок является данным вам центром, первоначальным центром. Сердце может быть развито, и его хорошо развивать по многим причинам. Рассудок тоже следует развивать, но не за счет сердца, ибо, если рассудок развивается за счет сердца, вы теряете связь и не можете снова прийти к пупку. Развитие осуществляется от рассудка к существованию, Бытию. Давайте попытаемся понять это следующим образом. 

   Пупочный центр является Бытием, сердечный центр является чувством; головной центр является знанием. Знание расположено дальше от Бытия — чувство ближе. Если вы потеряете центр чувства, то трудно будет создать между рассудком и Бытием — очень трудно. Вот почему любящий человек может легче себе представить, что в этом мире он дома, чем человек, который живет только рассудком. 

  Западная культура дает основной упор на головной центр. Вот почему на Западе глубокое беспокойство вызывают чувства. Кроме того, глубокое беспокойство вызывают его бездомность, его пустота, его неукорененность. Саймон Вейл написал книгу «Потребность в корнях» . Западный человек ощущает неукорененность, как будто у него нет корней. Причиной этого является то, что центром является только голова. Сердечный центр не упражняется, он потерян. 

  Биение сердца не является вашим сердцем, это просто физиологическая функция. Потому, если вы ощущаете сердцебиение, то не думайте, что у вас есть сердце. Сердце — это нечто другое. Сердце означает способность чувствовать, голова означает способность знать. Сердце означает способность чувствовать и способность быть единым — быть единым с чем-либо… способность быть единым с чем-нибудь. 

  Религия имеет дело с Бытием; поэзия имеет дело с сердцем; философия и наука имеют дело с головой. Эти два центра, сердце и голова, являются перефирийными центрами, просто ложными центрами. Реальным центром является пупок, Хара. Как его достичь снова? Или как себе представить его? 

  В обычных ситуациях вы подходите близко к Харе лишь иногда — это случается редко, случайным образом. Этот момент становится моментом очень глубокого блаженства. В сексе, например, вы иногда подходите близко к Харе, поскольку во время секса ваш ум, ваше сознание снова движется вниз. Вы должны покинуть свою голову и опуститься вниз. Иногда случается, что в глубоком сексуальном оргазме вы оказываетесь около своей Хары. Вот почему так много очарования в сексе. На самом деле не секс дает вам переживание блаженства — его дает Хара.

  Опускаясь по направлению к сексуальному центру, вы проходите через Хару, вы касаетесь ее. Но для современного человека даже это становится невозможным, потому что для современного человека даже секс является деятельностью мозга, умственной деятельностью. Даже сексушел в голову, человек думает о нем. Вот почему так мног фильмов, так много романов, так много литературы, порнографии и тому подобного. Человек думает о сексе, но это абсурд. Секс является переживанием; вы не можете думать о нем. А если вы начинаете думать о нем, то вам все труднее и труднее будет пережить его, потому что он не имеет совершенно никакого отношения к голове. Рассудок здесь не нужен.

   И чем больше современный человек ощущает невозможность погружения в секс, тем больше он думает о нем. Это становится порочным кругом. И чем больше он думает о сексе, тем больше он становится рассудочным. Тогда даже секс становится поверхностным, повторяющейся вещью, скукой. Вы ничего не получаете, вы просто повторяете по старой привычке. И в конце концов вы чувствуете себя разочарованным — как будто вас обманули. Почему? Потому что на самом деле ваше сознание не опустилось обратно к центру. 

   Вы ощущаете блаженство только при прохождении через Хару. Поэтому, что бы ни было причиной, всегда, когда вы проходите через Хару, вы испытываете блаженство. Воин, на поле боя иногда проходит через Хару, но не современный воин, поскольку он не совсем не является воином. Человек, который бросает бомбу на город, спит. Он не является воином; он не является сражающимся…

   Иногда человек, находящийся на краю гибели, отбрасывается к Харе. Для воина, сражающегося мечом, смерть возможна в любой момент, в любой момент его может не стать. Кроме того, во время сражения на мечах вы не в состоянии думать. Если вы будете думать, вас больше не будет. Вы должны действовать без раздумий, потому что для раздумий требуется время; если вы думаете, то победит другой и вас больше не будет. Здесь нет времени на раздумья, а ум требует времени. Поскольку на раздумья времени нет, а размышления будут означать смерть, то сознание выпадает из головы — оно идет к Харе, и воин испытывает переживание блаженства. Вот почему в войне так много очарования. Секс и война являются двумя видами очарования, и причина заключается в том, что в обоих случаях вы проходите через Хару. Вы проходите через нее при любой опасности.

  Ницше призывает нас жить опасно. Почему? Потому что при опасности вы отбрасываетесь к Харе. Вы не можете думать; вы не можете вырабатывать что-либо при помощи своего ума. Вы должны действовать немедленно. 

  Ползет змея. Вдруг вы видите змею и делаете прыжок. Нет никакого взвешенного осмысливания, что это змея. Здесь нет силлогизмов; вы не рассуждаете при помощи своего ума: «Вот змея, а змея является опасной, и потому я должен прыгнуть». Нет никаких логических рассуждений вроде этого. Если бы вы рассуждали таким образом, вас бы уже не было в живых. Вы не можете рассуждать. Вы должны действовать самопроизвольно, мгновенно. Сначала приходит действие, а затем его осмысливание. После того, как вы прыгнули, можете подумать.

  В обычной жизни, когда нет опасности, вы сначала думаете, а затем действуете. При опасности весь процесс становится обратным: сначала вы действуете, а затем думаете. Это действие, которое приходит первым, без рассуждений, отбрасывает вас к вашему первоначальному центру — Харе. Вот в чем это очарование опасности. 

  Вы едете на автомобиле все быстрее, быстрее и быстрее, и вдруг наступает ситуация, когда каждое мгновенье является опасным. В любой момент вы можете лишиться жизни. В этот момент тревожного ожидания, когда смерть и жизнь максимально близки друг к другу, просто две точки, близкие друг к другу, и вы между ними, ум прекращает свою деятельность: вы отбрасываетесь к Харе. Вот почему так много очарования связано с автомобилями, вождением — быстрым вождением, сумасшедшим вождением. Или вы играете в азартную игру, и в качестве ставки поставили все, что у вас есть, — ум останавливается, налицо опасность. В следующую минуту вы можете стать нищим. Ум не может функционировать, вы отбрасываетесь к Харе. 

  Опасности имеют свою привлекательность, поскольку при опасности ваше ежедневное, обычное сознание не может функционировать. Опасность идет вглубь. Ваш ум не нужен, вы становитесь не умом. Вы просто есть! Вы являетесь осознающим, но не думающим. Этот момент становится медитативным. В азартных играх игроки, фактически, ищут медитативного состояния ума. В опасности — в драке, в дуэли, в войнах — человек всегда искал медитативных состояний. 

  В вас внезапно взрывается блаженство. Это превращается в некий поток изнутри. Но это случайное, самопроизвольное явление. Определенно известно только одно: всегда, когда вы испытываете блаженство, вы находитесь ближе к Харе. Это наверняка, и причина не имеет значения; причина к этому не имеет никакого отношения. Всегда, когда вы проходите мимо своего первоначального центра, вы наполняетесь блаженством»  

 

Сделано в Рекламинге